Чарльз Роберт Редфорд


Чарльз Роберт Редфорд-младший

Чарльз Роберт Редфорд-младший родился 18 августа 1937 года в Санта-Монике, Калифорния, в семье бухгалтера-ирландца. Детство и отрочество прошли в лучших традициях «звездных» голливудских биографий — посредственные академические и хорошие спортивные достижения. В 1957 году Редфорда выгнали из университета штата Колорадо, где он в буквальном смысле пропил свою бейсбольную стипендию. Год он провел в Европе, развлекаясь марксизмом и живописью. А затем вернулся на родину с намерением посвятить жизнь театру.

Роли в кино

Актерская слава пришла к Редфорду довольно поздно (по голливудским меркам) — в 32 года. До этого его основные удачи были связаны с комедийной пьесой Нила Саймона «Босиком в парке». В 1963-м Редфорд получил отличную критику за свою игру в бродвейском хите Майка Николса, а затем повторил успех в киноверсии. Примечательно, что, еще не будучи звездой, Редфорд не прозябал в статистах, а сразу получал большие роли. Он снимался с секс-символами своего времени: Натали Вуд и Джейн Фондой. В 1965 году выиграл «Золотой глобус» в номинации «Новая звезда года» за второплановую роль в драме Роберта Маллигана «Внутренний мир Дейзи Гловер». Но для зрителей и большинства критиков он был всего лишь красавчиком, очередным суррогатом Джеймса Дина.

Свой первый шанс стать звездой Редфорд упустил, отказавшись от главной роли в фильме Майка Николса «Выпускник» (1967). Калифорнийскому плейбою было трудно вжиться в образ закомплексованного девственника. Отказ Редфорда сделал звездой Дастина Хоффмана. Вторая неудача приключилась. когда Фрэнсис Форд Коппола, подбирая актера на роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце», предпочел восходящей звезде Редфорду малоизвестного театрального актера Аль Пачино. Интересно, что и принципиальная для карьеры Редфорда роль Санденса Кида тоже чуть было не ускользнула от него: чтобы утвердить Редфорда вместо выбывшего из проекта Стива Маккуина, Пол Ньюмен и Джордж Рой Хилл выдержали долгую битву с руководством студии 20th Century Fox.

«Бутч Кессиди и Санденс Кид» (1969) — программное произведение контркультуры, горько-сладкая история о последних романтиках Дикого Запада, растоптанных железной пятой прогресса и глобализации. В тандеме Ньюмен—Редфорд последний — в явно менее выигрышном положении. В подтексте их взаимоотношений — классическая концепция белого и рыжего клоунов, где мрачноватый и молчаливый Санденс подыгрывает остроумному и разговорчивому Бутчу. Как правило, у белого клоуна меньше драматургических предпосылок для реализации, но природный магнетизм Редфорда в сочетании с интригующей лаконичностью персонажа фактически вывели Санденса на первое место. Не случайно Британская киноакадемия в 1971 году назвала лучшим актером года именно Редфорда.

Оглушительный успех «Бутча и Санденса» открывает перед Редфордом все двери в кинобизнесе. Вскоре он уже продюсировал собственные проекты. «Кандидат» (1972) Майкла Ритчи, самый смелый и резонансный из ранних фильмов Редфорда, закрепил за ним репутацию голливудского интеллектуала. Еще один ключевой фильм этого периода — ревизионистский вестерн «Иеремия Джонсон» (1972), вторая работа с Сидни Поллаком. Благородный отшельник Иеремия — идеал истинно американского героя, рожденный не государственной пропагандой, а народной традицией. История человека, бросившего блага цивилизации ради жизни среди дикой природы, недвусмысленно намекает на мудрость древнего принципа: «Не тронь — и я не трону тебя». Изоляционистские идеалы, незаслуженно забытые в современной Америке, пришлись весьма кстати во времена войны во Вьетнаме — скромный и медитативный фильм неожиданно стал хитом.

Суперзвезда

К середине 70-х Редфорд — суперзвезда. Уже ходят слухи о «звездных» причудах, вроде категорического нежелания менять прическу и умирать в кадре. Теперь он — король изысканного ретро. Мелодрама Сидни Поллака «Такими мы были» (1973) свела его с Барброй Стрейзанд: их экранный роман заставлял рыдать целые кинозалы, а заглавная песня в исполнении Стрейзанд стала вечнозеленым хитом. Знаменитая любовная сцена, где пьяный Редфорд засыпает прямо в постели, лишь укрепила его статус секс-символа. «Афера» (1973) Джорджа Роя Хилла принесла Редфорду первую и пока единственную актерскую номинацию на «Оскар». Нагрузка в дуэте Редфорд— Ньюмен здесь распределена иначе, чем в «Бутч Кессиди и Санденс Кид», но опять не в пользу Редфорда: у него больше экранного времени, зато вся обаятельная клоунада досталась Ньюмену.

«Великий Гэтсби» (1974) был снят, когда мода на ретро достигла своего апогея — и, соответственно, прошла. Налицо кризис жанра: тяга к формальному совершенству превратилась в эстетствующий вещизм. Безжизненность фильма захлестнула и Редфорда: то, что должно было стать ролью всей жизни, превратилось в актерский провал. После трюковой драмы об авиаторах Первой мировой «Великий Уолдо Пеппер» (1975) Редфорд надолго оставляет ретропроекты.

Зато появляется отличная возможность высказаться на злобу дня. Редфорд покупает права на экранизацию книги «Вся президентская рать» — документального бестселлера журналистов Боба Вудварда и Карла Бернштейна, авторов «уотергейтского» скандала. В фильме Алана Дж. Пакулы «Вся президентская рать» (1976) Редфорд работает в паре — на этот раз с Дастином Хоффманом, — и снова ему достается более сложная и неблагодарная работа. Дело даже не в том, что внешне он похож на Вудварда куда меньше, чем Хоффман на Бернштейна. Трудяга и отличник Вудвард изначально малоинтересный персонаж. Но «украсть фильм» у Редфорда не удалось даже волшебнику Хоффману. Железная режиссерская рука Пакулы превратила и без того мощный кастинг в едва ли не самый сбалансированный и отлаженный актерский механизм в истории американского кино. После этого фильма Редфорд окончательно утвердился среди лидеров голливудского актерского цеха.

Время не обмануть

Дальше происходит странная вещь: актер резко снизил производительность труда. Кажется, он совершенно не подвержен актерской паранойе, требующей постоянно сниматься, чтобы не «вылететь из обоймы». Своеобразным прощанием с бурной молодостью стал «Электрический наездник» (1979) Сидни Поллака — разыгранная на пару с Джейн Фондой история о спившемся ковбое с родео, который ради спасения своего коня находит в себе силы вернуться к состязаниям.

В 80-е Роберт Редфорд снялся всего в четырех фильмах, но его имя все еще оставалось гарантией коммерческого успеха. Неплохую кассу собрал даже «Брубейкер» (1980) Стюарта Розенберга, перегруженная «чернухой» история об идеалистическом начальнике тюрьмы, проникающем туда под видом обычного заключенного. Триумф 80-х — эпическая мелодрама «Из Африки» (1985), очередной совместный проект Редфорда и Поллака. Роль английского охотника, завязывающего роман с датчанкой Карен Бликсен (за эту роль Мэрил Стрип была номинирована на «Оскар») на просторах колониальной Кении, принесла Редфорду массу поклонниц среди нового поколения зрительниц, но в то же время обнажила его основной актерский недостаток — чрезмерную заботу о собственном имидже. Даже в образе англичанина Редфорд остается стопроцентным американцем; похоже, выглядеть молодым и подтянутым для него куда важнее, чем имитировать чужой акцент. Однако критические шпильки, затишье в актерской карьере и неминуемое старение были не способны поколебать звездный статус Роберта Редфорда. Его по-прежнему регулярно включали в различные списки величайших актеров и самых сексуальных мужчин.

Только время не обмануть: в «Гаване» (1990) Редфорд появился усталым и постаревшим. Фильм ознаменовал конец творческого союза с Поллаком и провалился с оглушительным треском. Но Редфорд не собирался сдаваться и устроил себе пышное возвращение в «Непристойном предложении» (1993) Эдриана Лайна, где на полном серьезе изображал эксцентричного богатея, предлагающего миллион за ночь с Деми Мур. И, пожалуй, впервые в жизни стал посмешищем для всех — кроме, разве что, восторженных поклонниц, страстно желавших поменяться местами с упрямицей Деми.

В новом тысячелетии Редфорд все еще звезда, интеллектуал и гуру. Но солидная репутация зиждется уже отнюдь не на актерских достижениях. Кредит коммерческого доверия к нему растаял после провала блокбастеров «Шпионские игры» (2001) Тони Скотта и «Последняя крепость» (2001) Рода Лури. Учитывая, что Редфорд уже не молод и явно не любит частить с фильмами, «Неоконченная жизнь» (2005) Лассе Халльстрёма может стать для него едва ли не последним шансом реанимировать актерскую карьеру, в которой вот уже двадцать лет не было по-настоящему хороших фильмов — за исключением тех, которые снимал он сам.



Сделай приятность! Поделись с другом !


Рекомендуем посетить такие мероприятия:

Музей – кладезь различных механических приборов прошлого, используемые когда-то российскими учеными.…
 Круглый год
Откройте для себя такой таинственный и удивительный Питер с новой, неожиданной стороны! Увлекательные…
28 августа - 26 сентября 03:04
Один из самых обсуждаемых в сети рэперов (FACE) приедет в Петербург с сольным концертом. Иван…
22 ноября - 19:00
Мы в соц-сетях: