Ридли и Тони Скотт


Ридли и Тони Скотт

Тони Скотт неоднократно оправдывался: Ридли, творец высокого («Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы») и низкого («Гладиатор», «Ганнибал»), ему всего лишь родной брат, не более. Мол, никаких эстетических и прочих влияний на творчество Тони он не оказал, а даже если старший и давал ему какие-то советы, то Тони добросовестно перекраивал их на свой лад, чтобы в итоге получилось совершенно противоположное. После полнометражного дебюта младшего Скотта впечатленный размахом фантазии под названием «Голод» Ридли публично высказал предположение, что у братца нелады с головой. У постановщика «Чужого» не было причин для беспокойства: «Голод» и без его помощи разотрут в порошок безмозглые американские критики, которым никогда не понять великую трэш-оперу о самосожжении любви.

Воспитание братьев

Надо сказать, что аксиома о значительности Ридли и никчемности Тони была выведена их родителями, когда дети были еще маленькими. Старшего на целых семь лет Ридли не просто ставили в пример младшему — мальчик был провозглашен семейным тотемом: он и учится хорошо, и по дому помогает, и рождественские гимны поет замечательно. Тони же с малых лет интересовали лишь девочки и то, из чего они сделаны, — разве может из такого вырасти что-то хорошее? Впрочем, с какого-то момента Тони взялся за ум и стал уделять время кое-чему еще помимо девиц. В частности, он заразился новым увлечением брата — кинематографом. Наверное, серьезным аргументом в пользу кино было и то, что человек, хоть в какой-то мере причастный к нему, обладает особой привлекательностью для женского пола. Тони тут же поступил в Лондонский королевский колледж искусств, из стен которого Ридли ранее вынес местный эквивалент золотой медали. К тому моменту, когда Ридли Скотт пожинал плоды славы от расфуфыренного исторического сказа «Дуэлянты», Тони честно зарабатывал деньги, запечатлевая пышногрудых блондинок, соблазнительно устроившихся на бамперах роскошных «Мерседесов», — иначе говоря, клепал рекламные ролики. Итак, на вопрос «Искусство или деньги?» каждый из братьев ответил по-своему: Ридли выдавал зрителю крепкие жанровые образцы, тщательно маскируя их под искусство, а Тони просто целенаправленно зарабатывал.

Первая картина Тони Скотта получилась такой насыщенной, что некоторым деятелям ее творческого заряда хватило бы на целую жизнь. Наверное, дебютным фильмом режиссер пытался доказать прежде всего брату, но и самому себе, что тоже не лыком шит, и оправдаться за бесцельно потраченную юность. Все эти семейные счеты, конечно, были очень важны, но сама тема — любовь — волновала режиссера ничуть не меньше. Фильм буквально окружала аура утонченного порока. Таблоиды воодушевленно трубили о том, как режиссер поочередно соблазнил Катрин Денёв и Сьюзен Сарандон, насыщая истории фантастическими подробностями. Обе актрисы все отрицали, а Тони Скотт лишь хитро посмеивался, всем своим видом демонстрируя преобладание опыта над невинностью. Без багажа новых знаний со съемок вернулся лишь Дэвид Боуи, позже утверждавший, что никакого сценария не было и в помине, а режиссер как угорелый носился по съемочной площадке, ежеминутно пугая группу новыми стилистическими решениями. «В общем, съемки музыкального видео есть съемки музыкального видео, пусть даже новаторского и полнометражного», — грустно подытожил Боуи, видимо, расстроенный, что его Тони Скотт и не думал соблазнять. Но что бы ни говорил Боуи, что бы ни писали критики, премьера «Голода» подарила миру не только именитого Дон Жуана в режиссерском кресле, но и постановщика мейнстрима, который не стесняется быть ярким и ни на кого не похожим. Даже на старшего брата.

Фильмография Тони

Итак, было положено начало для славной киноведческой традиции: в дальнейшем ни одна работа из фильмографии Тони Скотта не удостоилась хоть сколько-нибудь позитивного отзыва. Его картины собирали баснословные деньги, становились культовыми, но ни разу (!) им не досталось доброго слова от профессиональных писак. Исключением является разве что самый посредственный фильм Тони — «Последний бойскаут» (1991), которого сдержанно, но все же хвалили за строгое соответствие формы содержанию. Ни замечательный воздушный бред с песнями «Лучший стрелок» (1986) с Томом Крузом и Вэлом Килмером, ни меланхоличное роуд-муви «Настоящая любовь» (1993), сценарий к которому написал Тарантино, ни самый параноидально-депрессивный экшн десятилетия «Враг государства» (1998) не получили право на преувеличенно снисходительный жест американского критика Роджера Эберта «two thumbs up», щедро раздаваемый автором кому попало. Можно назвать лишь еще одного режиссера, которого так же люто невзлюбили критики, — Ренни Харлина, кинематографиста, может, и не особо одаренного, но явно одержимого. Только слепой и кинокритик не заметят визуально эмоционального совершенства скоттовской «Настоящей любви» и харлиновского «Глубокого синего моря». Квентин Тарантино однажды заметил, что не справился бы с «Настоящей любовью» лучше, чем это удалось Тони. Да, Тони Скотт не преподносит идею фильма на тарелочке с голубой каемочкой. Более того, зачастую в его лентах нет никакого смысла. Но разве требует логического объяснения, извините за лирику, радуга после теплого дождя или хитрые завитки на морозном окне? Неужели недостаточно чистой радости для глаз?

Прощение Ридли

А Ридли Скотту готовы прощать все что угодно. И пусть попытки найти смысл в «Ганнибале» потерпели сокрушительное фиаско, общими усилиями крупицы чего-то разумного нашли и в «Белом шквале», и в «Великолепной афере», и в, страшно сказать, «Царстве Небесном». А ведь «Гладиатор», по зрелом размышлении, является величайшим надувательством в истории человечества. Ну в самом деле, пять «Оскаров» за обычное очковтирательство и мракобесие, пусть и завернутое в яркий голливудский фантик, многовато. И это очень обидно, потому что Тони давно вырос из штанишек младшенького, о чем убедительно свидетельствует прошлогодний боевик «Гнев», оценят который лишь спустя века, как это зачастую случается с великими произведениями. Даже бегло просмотрев названия последних достижений обоих Скоттов, понимаешь, кто из двух братьев дутая, или, скажем, завышенная величина, а кто величайший голливудский неудачник. Зато последнему везет в любви.

Судя по всему, «Домино» не избежит участи предыдущих фильмов Тони Скотта. Критики разругали картину, еще не видев ее. В основном за то, что Кире Найтли не дали «помять» чужие женские прелести. Видите ли, на самом деле ее героиня была лесбиянкой, и крайне неполиткорректно такое замалчивать. Паноптикум продолжается...

Тони Скотт умер 19 августа 2012 г.



Сделай приятность! Поделись с другом !


Рекомендуем посетить такие мероприятия:

Мистическое произведение в сопровождении поражающих воображение 3D-эффектов и потрясающих вокальных…
21 сентября - 19:00
22 сентября - 19:00
23 сентября - 19:00
18 октября - 19:00
19 октября - 19:00
20 октября - 19:00
21 октября - 19:00
Экспозиция познакомит всех желающих с денежной историей России. Вы увидите первую купюру и последующие…
 Круглый год
После войны жизнь раскололась надвое – до катастрофы и после катастрофы. Из развалин поднимается новая…
29 сентября - 19:00
Мы в соц-сетях: